Центральные районы среднерусской возвышенности издревле были населены племенами, вышедшими из древних родов Ариев. Эти люди, перемещались с востока на запад вслед отступающему леднику. Они не оставили после себя больших городов и крепостей, но их прямыми потомками являются многие современные народы Европы. Одним из таких древних племен были Вятичи.

МУЗЕИ ЮХНОВГРАДА


На территории нашего посёлка, вы найдёте два замечательных музея - "Музей Вятичей" и "Музей древнерусского быта". В них представлены экспозиции из предметов обихода наших предков, собранные энтузиастами в близлежащих городах и деревнях, а так же археологические находки, обнаруженные в городищах и местах расселения древних племён. 

По вопросам организации экскурсий в музеи обращайтесь на ресепшн. Так же, на ваши вопросы ответит директор музейного комплекса Сергей Моисеев.


Каждая суббота - экускурсия в 12:00 
Индивидуальная экскурсия - 300 руб. с человека


Сергей Моисеев


Главные сокровища археологической коллекции музея — ​женские украшения-обереги, знаменитые семилопастные височные кольца, металлические копоушки X века, куна и клады с серебряными дирхемами.

Особое место в экспозиции занимают очень редкие изделия из чернолощеной керамики, известной c III тысячелетия до нашей эры. Для ее создания использовались только определенные сорта глины. В такой посуде долго не киснет молоко и сливки.

Заслуживает интереса коллекция изразцов. В 1935 году зеленовато-бирюзовые изразцы были найдены при раскопках в селе Устье, на землях, принадлежавших когда-то князьям Голицыным. Подобные изразцы украшали находящиеся в Охотном ряду палаты фаворита царевны Софьи, искусного дипломата князя В. В. Голицына.

Глухие эмали четырех основных цветов: белого, желтого, синего и зеленовато-бирюзового делали в Калуге, ставшей одним из ведущих центров керамического производства в России. К концу XVIII века в городе насчитывалось 10 изразцовых заводов. В 1731 году именно здесь по рисункам Ф. Б. Растрелли были выполнены печные изразцы для дворца Анны Иоанновны в Лефортове. В 1753 году при восстановлении сгоревшего Головинского (Екатерининского) дворца в Москве для облицовки печей также использовались плитки калужского производства.

В музее представлены изразцы высокого и низкого рельефа, разноцветные и одноцветные, неполивные и с зеленой поливой.

В музее собрана интересная коллекция мальцовского чугунно-ваграночного литья. Посетители могут увидеть изделия Песоченского и Людиновского чугунолитейных заводов, которые принадлежали известному предпринимателю С.И. Мальцову, следовавшему принципу: «Россия должна освободиться от иностранной зависимости. Все свое!» В 1841 году здесь выпустили рельсы для Николаевской железной дороги, которые до этого закупали за границей. К 1873 году в Людинове было построено 50 паровозов. Благодаря высокому качеству производимой продукции мальцовские заводы получили немало наград: 10 золотых, 22 серебряных, 8 бронзовых медалей, мануфактурных и торгово-промышленных выставок. На стендах музея представлены изделия посудного, штучного, а также печного литья: плиты и колосники, дверки и полудверки, вьюшки, отдушки, заслонки.

Центральной частью экспозиции Музея вятичей является коллекция традиционных праздничных костюмов Калужской, Рязанской, Брянской и Воронежской губерний конца XIX — ​начала XX века. Женский наряд состоял из рубахи, шерстяной юбки — ​поневы, головного убора и передника — ​«занавески». По мнению специалистов, такой комплект одежды является наиболее архаичным. Костюмы украшали вышивкой, ткаными узорами, цветными лентами. Все это сочеталось с фактурой ткани и кроем одежды. Разнообразные орнаменты имели глубокий символический смысл. Они не только выражали пожелания счастья и процветания, но и исполняли роль оберегов, поэтому вышивкой украшали те части костюма, через которые, по мнению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека: ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Праздничную одежду русские крестьянки долгими зимними вечерами мастерили из тканей домашней выработки и материалов, купленных на ярмарке или у ходивших между селами мелких торговцев-коробейников. В наряде, украшенном шелковыми лентами, золотыми и серебряными галунами, не стыдно было показаться «на люди», ведь по одежде окружающие судили об искусности и трудолюбии мастерицы.



Собранные здесь предметы, особая атмосфера, воодушевление экскурсовода побуждают гостей задуматься: «Кто ты»? Где наши корни? Ради чего живем на этой земле?»